Оборудование для диагностики дизелей
АБС" 05.1999
Г.Цвелев, "Моторсервис"
Оборудование для диагностики, обслуживания и ремонта дизельных двигателей выпускает большое число фирм. Номенклатура огромна, но далеко не все образцы присутствуют на российском рынке. Поэтому имеет смысл рассмотреть лишь то, что есть в продаже у российских фирм-импортеров.
Выбор определяется предполагаемым объемом и уровнем выполняемых ремонтных работ. Последние можно условно разбить как бы на два уровня, относящиеся к различным СТО.
Уровень 1: ремонт дизельных автомобилей не является основной специализацией СТО и выполняется в комплексе с прочими работами.
Уровень 2: предприятие специализировано на дизельных двигателях и топливной аппаратуре любых моделей и фирм производителей и выполняет полный цикл обслуживания, диагностики и ремонта.
Оборудование для первого уровня должно обеспечить: диагностику неисправностей двигателя и топливной аппаратуры, основные регулировочные работы, в том числе регулировку угла опережения впрыска топлива (момента
начала подачи), установку фаз газораспределения, регулировку оборотов холостого хода, форсунок (включая их ремонт), систем обеспечения холодного пуска, замену деталей и агрегатов двигателя и топливной аппаратуры с проведением всех необходимых регулировок. Не стоит стремиться сразу охватить на СТО все виды ремонтных работ. Ведь оснащение оборудованием 2-го уровня, т.е. создание специализированного дизель-центра, имеет смысл лишь в тех случаях, когда количество дизельных машин в регионе превысило некую критическую цифру — примерно 500-700 автомобилей. В противном случае затраты на оборудование не окупятся, так как оснащение предприятия для выполнения работ по всему циклу потребует очень больших затрат.
Рассмотрение образцов диагностического оборудования так же, как и их приобретение следует начинать с простых приборов.
Дизельный компрессометр — несложный, но важный прибор, без него диагностика дизеля невозможна. Аналогичные функции имеет и дизельный компрессограф.
Наиболее надежным и совершенным является компрессограф Bolometer производства фирмы KFZ-Technik Gmbh. Он имеет диапазоны измерений 10-40 кг/см2 или 10-60 кг/см2, в зависимости от модификации, небольшие габариты, очень удобные и надежные соединительные муфты, помещен в ударопрочный кейс. За дополнительную плату к нему можно заказать адаптеры для любого дизельного мотора.
Альтернативой ему являются более дешевые компрессографы итальянской фирмы Zeca или французской Facom.
Дизельный компессограф Motormeter позволяет обнаружить целый ряд неисправностей в механической части дизелей .
Для установки момента впрыска ТНВД и фаз газораспределения на большинстве моторов с ТНВД Bosch или Lucas предусмотрено использование механических установочных приспособлений и индикаторов. Наборы таких
приспособлений производит, например, французская фирма Facom. Можно выбрать как самый полный комплект, так и ограниченный, если предполагается обслуживать один или несколько типов автомобилей.
Стенды для проверки дизельных форсунок позволяют контролировать настройку давления открытия форсунок; производить испытание работы распылителя; проверять герметичность форсунки и подтекание под седлом
иглы распылителя.
Из стендов отечественного производства можно рекомендовать КИ 15706 — производства ОАО «Мопаз» (г. Малоярославец). Это достаточно надежный прибор, снабженный электроотсосом паров топлива и запорными вентилями для проверки герметичности форсунок.
Из импортных наиболее доступным по цене является стенд итальянской фирмы Zeca. По конструкции он совершенно идентичен стенду Bosch, но гораздо дешевле. На заказ стенд
Zeca комплектуется очень удобной камерой для сбора паров топлива с зеркальным отражателем, облегчающим наблюдение за формой факела распыливания.
Повышение требований к токсичности привело к появлению нового поколения стендов для проверки дизельных форсунок — с микропроцессором и цифровой индикацией давления. Недорогой вариант такого стенда производится чешской фирмой Motorpal А наиболее совершенным, по всеобщему признанию, является Testmaster2 английской фирмы Hartridge.
К сожалению, стоимость подобных приборов на порядок выше аналогов, что практически не окупается преимуществом в точности. В конечном счете добросовестный подход к ремонту форсунок и аккуратность обеспечивают 90% успеха. А чем проще конструкция прибора, тем он надежнее и долговечнее. Это всегда нужно учитывать при покупке.
Стенды для регулировки топливных насосов высокого давления самые дорогостоящие в дизельной автомастерской. Но они совершенно необходимы для предприятия, выполняющего полный цикл работ,
Выбор стендов довольно большой, а цены могут различаться в десятки раз. Поэтому прежде мы поясним общие принципы выбора такого оборудования. Цена стенда зависит от его мощности и фирмы-производителя. Увеличение мощности обеспечивает более стабильную частоту вращения вала и, следовательно, точность регулировки. Однако для большинства ТНВД легковых и грузовых автомобилей вполне достаточно 5-6 кВт. Необходимый диапазон частот вращения вала составляет 50-3000 об/мин.
Дорогие стенды известных фирм обычно обеспечивают максимальную производительность регулировочных работ и весьма удобны.что существенна сокращает трудозатраты. Но
их применение экономически оправданно только при очень большом объеме ремонтно-регулировочных работ.
С наименьшими затратами можно приобрести отечественные стенды КИ-921 МТ и КИ-15711М-01 — они позволяют при небольших доработках проводить проверку и регулировку любых ТНВД легковых и грузовых автомобилей с необходимыми качеством и точностью, Из импортных сравнительно недорогими являются стенды серии Star венгерского производства и Motorpal NC 133— чешского.
В техническом отношении лидируют стенды Bosch EPS 815 и Hartridge AVM2-PC, Они имеют электронную систему измерения количества подаваемого топлива, отображение информации на дисплее персонального компьютера. в них используются двигатели постоянного тока с прямым приводом, позволяющие устранить влияние трансмиссии и обеспечить высокую стабильность вращения вала. Однако есть у этих стендов серьезный недостаток — их цена. Так что исходя из реалий сегодняшнего дня можно уверенно рекомендовать уже упомянутый отечественный стенд КИ-15711М-01 производства ОАО «Мопаз». Это лучший образец по критерию "цена-качество".
Дымомер — тоже не последний прибор в автомастерской. Он позволяет проверить соответствие регулировок двигателя экологическим требованиям. Прибор определяет дымность дизельного двигателя в единицах коэффициента поглощения и коэффициента ослабления (%) по ГОСТ 21393 и правилам
№ 24 ЕЭК ООН.
Дымомеров на российском рынке представлено великое множество. Проблема же выбора упирается чаще всего в финансовые возможности СТО. Удобны в работе приборы итальянского производства. Как правило, их использование сопряжено с минимумом подготовительных операций. Такие дымомеры обычно комплектуются принтером и пультом дис-
танционного управления.
Дымомеры Hartndge YDA 309 и Bosch 3.010— совершенные приборы последнего поколения. Но слишком высокая цена, ограничивает их применение.
Недорогой, но эффективной альтернативой импортным дымомерам служит портативный отечественный прибор «Мета-01 МП», соответствующий требованиям ГОСТ и международных правил ЕЭК ООН. Он имеет все необходимые для современного дымомера функции, работает как от автономного источника питания, так и от бортовой сети или от 220 В. Предусмотрен вывод протокола измерений на миниатюрное печатающее устройство.
Для определения частоты вращения дизельного двигателя и параметров впрыска топлива используется множество приборов от дизельных стробоскопов до стационарных дизель-тестеров.
Стробоскопы обычно имеют накладной пьезодатчик и определяют напряжение в бортовой сети, частоту вращения двигателя, момент начала впрыска.
Наибольшее распостранение получили дизельные стробоскопы итальянских фирм. Основные претензии к этим приборам - низкая чуствительность пьезодатчика, дающего частые сбои при измерении параметров. Более надежны пьезодатчики австрийской фирмы AVL, специализирующейся на производстве диагностического оборудования для дизельных двигателей. Но стробоскоп этой фирмы DiTime 873 cущественно ( в 4 раза ) дороже итальянских.
Стенды для проверки форсунок - вещь, необходимая любому дизельному центру:
1. стенд КИ15706 отечественного производства;
2. стенд 430 фирмы Zeca;
3. стенд NC249 фирмы Motorpal;
Специализированные дизельные мотортестеры — пожалуй, самые мощные диагностические приборы. Фирмой AVL выпускается один из лучших по своим возможностям дизельный стационарный мотортестер AVL Disystem 845, выполненный на основе персонального компьютера. Помимо оборотов и момента начала впрыска он позволяет определять относительную компрессию, одновременно наблюдать осциллограммы впрыска по всем цилиндрам, производить замеры мощности и крутящего момента. Использование этого мотортестера существенно сокращает трудозатраты при диагностике двигателя. Недостаток все тот же «пустяковый» — очень высокая цена.
Без дымомера качественно отрегулировать дизельный двигатель невозможно.
Если принять во внимание критерий "цена-качество", то бесспорным лидером среди мотортестеров для диагностики дизеля, как по своим возможностям, так и по надежности, является мотортестер М2-2 белорусского производства (г. Минск). Этот прибор позволяет помимо частоты вращения и угла опережения впрыска контролировать еще 9 параметров
двигателя, включая мощностные, а также наблюдать осциллограммы впрыска по цилиндрам на встроенном осциллоскопе.
Для измерения давления здесь используется устанавливаемый в разрыв топливопровода датчик, очень точный и никогда не дающий сбоев.
Он универсален и позволяет, в отличие от накладных импортных тензодатчиков, работать с любыми топливопроводами от 4,5 мм (Merceries) до 10 мм (тяжелая техника). Недостатком этого датчика являются большие габариты и необходимость разъединения топливопровода.
В целом же эффективность мотортестера М2-2 превосходит все ожидания. А с учетом имеющейся очень обширной части для диагностики бензиновых двигателей и цены (раз в 10 меньше импортных аналогов) его приобретение всегда окупится. Кроме того, его довольно трудно сломать, что немаловажно в российских условиях.
Ремонт современных дизельных моторов, многие из которых оснащены электронным управлением ТНВД, требует, естественно, и приборов для проверки электрической и электронной части.
Точно отрегулировать опережение впрыска можно с помощью специального стробоскопа.
Тестер-имитатор сигналов датчиков — незаменимый помощник в локализации неисправных датчиков и исполнительных механизмов. Большинство таких приборов формируют значения сопротивлений, постоянного напряжения, частоты и т.п. Выбор приборов данного типа невелик. Опыт же показывает, что тут экономить не следует. Надо приобретать более дорогие и более эффективные многоканальные приборы с цифровой индикацией задаваемых параметров, позволяющие моделировать различные режимы работы двигателя.
Сканер KTS 300 фирмы Bosch - один из немногих, способный диагностировать электронные системы управления дизелей.
Сканер кодов неисправностей — непременный инструмент диагностики современного дизеля с электронным управлением ТНВД. К сожалению, здесь выбора практически нет. Все универсальные недорогие сканеры с дизельными двигателями, как правило, не работают, — даже те, у которых в инструкции указаны дизельные машины. Эффективное считывание кодов производит только сканер KTS 300 для
систем дизельного впрыска Bosch и сканер Laser 2000 для систем дизельного впрыска разработки фирмы Lucas.
Портативный белорусский мотортестер M2-2 - максимум возможностей за небольшие деньги.
Эти приборы с полным комплектом адаптеров и программного обеспечения, естественно, недешевы. Но другого, более простого способа обеспечить качественный информационный обмен с бортовым процессором дизельных машин, наверное, нет.
В заключение хотим упомянуть абсолютно необходимый компонент дизельной мастерской, не входящий в понятие "оборудование" — спецлитературу. Наиболее полным изданием являются многотомные пособия Diesel-injection и
Diesel-data, выпускаемые фирмой Autodata. Полезны бывают и инструкции по ремонту конкретных автомобилей, имеющиеся в продаже.
Однако литературу не стоит рассматривать как истину в последней инстанции — для качественного ремонта дизельных двигателей самым главным все же является опыт специалиста-ремонтника.