ст.11

Главная Вверх Карта сайта

 

[В стадии разработки]

Новости
Продукция
Дилеры
Файлы
О нас
Статьи  

   Белорусский справочный портал

   Рейтинг@Mail.ru

Диагноребус. Оптимальная модель

 

СЕРГЕЙ ГАЗЕТИН, технический эксперт компании АмЕвро, СЕРГЕЙ САМОХИН

 

Подробно рассказав обо всех составных частях комплекса для диагностики бензиновых двигателей, пора дать рекомендации, касающиеся оптимального оснащения участков оборудованием.

Из общих соображений понятно, что оптимальный комплект диагностического оборудования индивидуален, как костюм, который шьется в ателье. В отличие от образцов одежды, приобретаемых в магазине, он полностью учитывает все особенности вашей фигуры, а потому не жмет в плечах и не топорщится в талии (конечно, если таковая просматривается).

Удачно пошитых индивидуальных изделий может быть сколь угодно большое количество, которое вряд ли поддается систематизации и описанию. Поэтому поставим перед собой более простую задачу. Представим несколько унифицированных "моделей", которые в случае необходимости можно будет "подогнать по фигуре", воспользовавшись услугами хорошего "портного", в роли которого может выступать грамотный менеджер фирмы, предлагающей оборудование для диагностики. Это будет полезно, во-первых, для того, чтобы заранее примерно представлять, что нужно заказывать, во-вторых, чтобы прикинуть предстоящие расходы.

Модель первая

Эту модель можно назвать простейшей или минимальной, имея в виду, что эти слова употреблены без негативного подтекста. Цели и задачи, которые ставятся перед создаваемыми диагностическими подразделениями, могут быть различными. Также могут отличаться и финансовые возможности предприятия, и обслуживаемый им контингент. Если следовать приведенной аналогии, кому-то нужен фрак, а кому-то - рабочая "спецовка". Поэтому такой вариант имеет полное право на существование. Он придется впору автосервисам, которые не специализируются на обслуживании и ремонте двигателей, но, тем не менее, эпизодически сталкиваются с необходимостью оперативного устранения дефектов в моторах обслуживаемых автомобилей. Если вы не собираетесь вкладывать большие средства в развитие диагностического направления, можно ограничиться предлагаемым минимально необходимым комплектом. В основном он включает недорогие приборы категории вспомогательного оборудования.

Для экспресс-оценки общей работоспособности двигателя, а также состояния цилиндропоршневой группы и клапанного механизма, желательно приобрести такие приборы, как компрессометр, вакуумметр и стетоскоп. Параметры гидравлической части различных систем впрыска можно проверить с помощью комплекта для измерения давления топлива. Многие проблемы в системах зажигания можно выявить, воспользовавшись стробоскопом. Для этих же целей весьма полезными будут эффективные и недорогие приспособления - искровые разрядники. Имея в виду, что двигатель оснащен большим количеством различного электрооборудования, для обнаружения его неисправностей можно порекомендовать мультиметр. Причем, желательно специализированный, автомобильный. В сравнении с универсальным он обладает рядом дополнительных специфических функций, которые будут полезны в работе. Наряду с мультиметром для проверки электроцепей под нагрузкой не лишним будет потратиться на пробник с контрольной лампой.

Что касается приборов, то этим скромным списком можно было бы и ограничиться. Если не очень экономить и исключить покупку дешевых, но малопригодных для профессиональной работы образцов азиатского производства, можно уложиться в сумму от 600 до 1500 долл. Тем, кто внимательно следил за публикациями в этой рубрике, покажется вполне уместным потратить еще пару сотен "зеленых" на приобретение необходимого комплекта справочной литературы. Он может включать, например, такие сборники, как "Регулировочные данные", "Коды неисправностей", "Значения сигналов на выводах контроллеров" (Pin Data) и другие.

Учитывая распространенность нарушений дозирования топлива, а также повышенное внимание, которое справедливо уделяется проблеме контроля токсичности выхлопных газов, рекомендуем включить в комплект представителя основных диагностических приборов - самый простой, 2-компонентный газоанализатор. Несмотря на то, что его исследовательские способности в работе с современными двигателями невысоки, прибор можно успешно использовать в качестве инструмента входного и выходного контроля автомобилей. Итак, имея в своем распоряжении от одной до двух тысяч долларов, можно реально рассчитывать на организацию "простейшего" (в хорошем смысле слова) поста диагностики.

Затраты на обучение персонала в этой модели не предусмотрены. Причина в том, что использовать профессионального диагноста эпизодически - неэффективно, да и "соблазнить" его такой работой вряд ли удастся. Тем более что с ней вполне может справиться, например, квалифицированный моторист. При необходимости к нему в помощь можно оперативно подключать автоэлектрика, таким образом создавая "группу быстрого реагирования". Наиболее плодотворной их деятельность будет в отношении машин, произведенных до середины 90-х годов.

Безусловно, назвать такой пост участком диагностики двигателей можно только с большой натяжкой, но многие рутинные проблемы (а таких в работе любого автосервиса больше чем достаточно) он поможет оперативно разрешить. Во всяком случае, организовав такой пост, вы получите больше оснований для того, чтобы в перечне работ указать позицию "диагностика двигателя", чем приобретя один-единственный сканер.

Модель вторая

Второй модели больше подойдет название "бюджетная". На нее нужно обратить внимание тем, кто собирается серьезно заниматься диагностикой современных двигателей и готов для этого организовать специализированный участок, но ограничен в средствах. Бюджетная модель будет достаточной и для тех, кто не стеснен в финансах, но в силу различных причин обслуживает в основном далеко не новые автомобили.

Основой для "бюджетной" модели служит уже рассмотренная, "минимальная" версия, в которую включается дополнительное оборудование. Дополнить его обязательно нужно, как минимум, осциллографом. Лучше сразу приобрести портативный мотортестер. Эти приборы позволят выполнять углубленные исследования различных систем двигателя и прочей автомобильной электроники. Чтобы не оказаться безоружным при обслуживании двигателей с системами управления, имеющими развитую самодиагностику (а таких с середины 90-х годов выпуска большинство), желательно купить сканер. Универсальный, с точки зрения охвата разных моделей автомобилей, если вы оказываете "мультибрэндовые" услуги, или же специализированный, если обслуживаете одну-две модели.

Напомним, что на этом этапе существует возможность сэкономить, приобретя комбинированный прибор, который совмещает функции универсального сканера и осциллографа (или мотортестера). Использовать "комби" не всегда удобнее, чем два независимых прибора, но при дефиците средств это, безусловно, выход.

Следующая позиция не обязательна, но очень желательна. В "бюджетной" модели диагностического участка вместо 2-компонентного газоанализатора лучше использовать 4-компонентный, который позволяет глубже исследовать процесс сгорания смеси в двигателях, оборудованных каталитическими нейтрализаторами.

Как видите, настоящий участок диагностики, пусть даже "экономичный", нужно оснастить полным "букетом" основных диагностических приборов. Помимо этого, в смете расходов на его создание следует предусмотреть средства на расширение информационной базы. Если не удалось "заманить" диагноста с опытом работы, не избежать затрат на обучение персонала. Хотя затраты на обучение упомянуты нами в последнюю очередь, напомним, что формирование участка с многих точек зрения выгоднее начинать именно с обучения. Обладая базовыми знаниями, в том числе в области практического применения оборудования, будущий диагност точнее определит, что ему абсолютно необходимо для работы, а без чего на первых порах можно обойтись.

"Бюджетный" вариант - это, со многих точек зрения, "золотая середина", которая, с одной стороны, обеспечивает решение подавляющего большинства диагностических задач, с другой стороны, не требует чрезмерных финансовых вложений. Минимальная планка по затратам - 6 тыс. долл. Ему присущи и недостатки. Во-первых, эффективная работа на относительно недорогом оборудовании требует от диагноста достаточно высокой квалификации. Во-вторых, бюджетное оборудование не обладает разящим имиджевым воздействием на клиентов, так что добрую славу такому участку диагностики придется добывать "потом и кровью".

Модель третья и последняя

Ее можно назвать кратко - "топ". Этим все сказано. Собственно, структура диагностического комплекса в сравнении с "бюджетной" моделью практически не изменяется. Зато он претерпевает качественные изменения. В "топ-модели" ориентируются на использование приборов самых "навороченных" версий. Это, безусловно, самое мощное и совершенное оборудование. Единственный, с точки зрения потребителя, недостаток, которым оно обладает, - высокая цена.

Если речь идет о многокомпонентном газоанализаторе, то его стоимость может колебаться в пределах от 3 до 6 тыс. долларов. За портативные мотортестеры такой категории придется заплатить от 5 до 12 тыс. долларов. Консольные версии, оснащенные встроенным принтером и экспертной системой, "потянут" на сумму от 18 до 35 тыс. долл. Сканер, а может быть и не один, будет стоить от 5 до 12 тыс. долл. И это только основное диагностическое оборудование.

Зато в отличие от "бюджетной" схемы, данная модель не страдает от недостатка имиджевого блеска. Один вид такого "букета" эффектно выполненных приборов, который может стать украшением автосервиса любого уровня, размягчит самого привередливого клиента и заставит раскошелиться. И все же на одном имидже долго не протянешь. Чтобы такой участок не только носил показной характер, но и работал, его, так же, как и прочие, нужно дооснастить некоторыми видами вспомогательного оборудования и справочной литературой, и потратиться на обучение. Все это приводит к тому, что уровень минимальных затрат на организацию участка по версии "топ-модель" приближается к 20 тыс. долл. Что касается верхней планки, то она и вовсе не ограничена. Так что такая модель интересна тем, кто в состоянии единовременно вложить в развитие автосервиса крупные средства, не заботясь об их скором возврате.

Что касается квалификации работников "топ-участка", то она может быть даже чуть ниже, чем в "бюджетной схеме". В какие-то моменты практический опыт и знания диагноста могут быть заменены предусмотренными в приборах высокой ценовой группы автоматизированными алгоритмами, экспертными системами, информационными базами.

Определив задачи, которые предстоит решать вашему диагностическому подразделению, и взвесив материальные возможности, можно примерно понять, какая модель участка вас интересует. Приобретать все позиции оборудования сразу необязательно. Например, при формировании участка по "бюджетной" модели допустимо начать с закупки минимального комплекта, поэтапно дополняя его прочими приборами. Такой подход позволит сразу приступить к работе, не вкладывая чрезмерных средств.

Так, нащупав разумный компромисс между своими потребностями и возможностями, вы сможете создать "соответствующую вашей фигуре", оптимальную модель диагностического участка.

 Главная ] Вверх ]

© 1994 - 2010 г.г.   НПП "Тироид"